Описания природы в романе


В своих произведениях Александр Сергеевич Пушкин всегда большое внимание уделял описаниям природы, которые у поэта получались настолько красочными и сочными, что пейзажи до мельчайших подробностей формировались в читательском воображении. Александр Сергеевич мастерски подмечал самые важные детали, благодаря которым и создается впечатление присутствия в самом пейзаже, полное погружение в природу тех или иных мест. По его природным описаниям художники могли бы писать свои полотна — возможно именно этим и обусловлено такое большое количество иллюстраций, например, к "Евгению Онегину", самому известному произведению автора и первому отечественному роману в стихотворной форме.

В "Евгении Онегине" описания природы призваны выполнять сразу несколько задач. В первую очередь зарисовки природы и различных пейзажей украшают роман, придают ему целостность и глубину:

Но наше северное лето,

Карикатура южных зим,

Мелькнет и нет: известно это,

Хоть мы признаться не хотим...

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора

Поэт не видит смысла в украшательстве того, что прекрасно само по себе, поэтому природу он описывает без лишнего романтизма и восторженности, так, как воспринимает ее.

 

Также в романе природа служит инструментом для создания особых образов: Пушкин рисует не просто портреты сезонов года, а создает такие описания, в которых раскрывается взгляд его героев на природу и погодные явления:

Весна

Как грустно мне твое явленье,

Весна, весна! пора любви!

Какое томное волненье

В моей душе, в моей крови!

С каким тяжелым умиленьем

Я наслаждаюсь дуновеньем

В лицо мне веющей весны

На лоне сельской тишины!

Или мне чуждо наслажденье,

И все, что радует, живит,

Все, что ликует и блестит,

Наводит скуку и томленье

На душу мертвую давно

И все ей кажется темно?

 

Весна ассоциируется с юностью, трепетом сердца, который затем плавно переливается в откровения автора, воспоминания его юности, беззаботной жизни, пылкости сердца. Однако, это всего лишь лирическое отступление, которое строчками: «Или мне чуждо наслажденье» возвращает нас к Онегину, упоминая его отношение к цветению растений, рождению живого. Все это Евгению безразлично и скучно, не заставляет его сердце трепетать.

   Весна в произведении «Евгений Онегин» олицетворяет чувство любви или влюбленности у героев романа. Душевные изменения персонажей перекликаются с темпом наступления весны: когда весна только-только наступает, сердце Евгения начинает постепенно «оттаивать» от окованного льдом однообразия жизни, открывая для него мир истинных чувств и эмоций.

    Середина весны является некой кульминацией, где чувства героев разгораются до самого пика. Однако порыв юности, описываемый автором в лирическом отступлении, не соответствует сюжету произведения. Что-то является преградой для воплощения сокровенного.

   С наступлением поздней весны автор дает понять читателям о затухшей страсти, которая могла, но не переросла в нечто большее по каким-то обстоятельствам. Создатель романа всей душою сочувствует героям своего произведения, но при этом явно выражает свое отношение к чувствам персонажей.

Лето

Но наше северное лето,

Карикатура южных зим,

Мелькнет и нет: известно это,

Хоть мы признаться не хотим.

 

 

Автор высмеивает наше лето, называет «карикатурой южных зим». Действительно, наше лето не отличается особо высокими температурами, однако такое лето намного лучше для русской души, чем южное. На юге нет такой чудесной атмосферы, которая есть на нашей родине. Атмосфера, создающаяся с помощью величия глубоких пресноводных рек, могущества хвойных и лиственных лесов, широты степей, лугов и полей русских. Именно такое лето согревает наше сердца гораздо лучше южного солнца.

Осень

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

 

Поздняя осень – любимая пора А.С. Пушкина. По некоторым источникам, он любил больше всего ноябрь, так как эта пора является самой оптимальной и подходящей для творчества, создания чего-то нового. В произведении осенью заканчиваются счастливые грёзы о взаимной первой любви., переходящие в «зимний путь» - трудности отшельничества, отреченности от светского общества и предвкушение выполнения жизненного долга, где душою правит не окрыленное чувство любви, будоражащее сознание, а приземленное чувство обязанности выполнить это, смывающее пелену любви с глаз, открывающее для обозрения жестокий. Циничный мир, полный лжи и мнимой заботы со стороны других. Хоть их лица скрыты за маской приторной любезности и чванства самой души.

Зима

И вот уже трещат морозы

И серебрятся средь полей...

(Читатель ждет уж рифмы розы;

На, вот возьми ее скорей!)

Опрятней модного паркета

Блистает речка, льдом одета.

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лед;

На красных лапках гусь тяжелый,

Задумав плыть по лону вод,

Ступает бережно на лед,

Скользит и падает; веселый

Мелькает, вьется первый снег,

Звездами падая на брег.

 

Зимние пейзажи затягивают, подобно водовороту, в чудесную сказку: природа полна очарованием: «грациозность», выраженная в покрытых инеем веточках; «зимнее серебро» - снег, а также «белый ковёр» - снежное полотно, укутавшее землю, как одеяло; падающие шести- или пятиконечные звездочки. Каждая из них красива по-своему и не имеет подобных или хотя бы чуточку похожих на себя – снежинка. Именно это время года подходит для Татьяны, русской души. Татьяна, также как и зима, загадочна и таинственна для читателей. Неудивительно, что девушку, обладающую холодной красой, больше всего притягивает самая холодная пора в году:

Татьяна (русская душою,
Сама не зная почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму,
На солнце иней в день морозный,
И сани, и зарею поздной
Сиянье розовых снегов,
И мглу крещенских вечеров.

В заключение стоит еще раз отметить, чем же для Александр Сергеевича Пушкина является природа и все ее проявления. Для поэта она — источник гармонии, внутреннего покоя, силы и мудрости, духовной тонкости. Связью с природой он наделяет героев с глубокой натурой, чувственных, вдумчивых, способных понимать красоту мира, развиваться и меняться подобно природе. Неприятие и равнодушие к окружающей среде для поэта символизируют душевную бедность, внутренний застой и упадок. Но у каждого героя остается шанс на возрождение и изменение, как и у природы после долгой и суровой зимы — об этом свидетельствует открытый финал романа и нерассказанная дальнейшая история Онегина.

 

Материал подготовила Наумова А.