Мода, одежда дворян


Поэт был светским человеком, часто бывал в высшем обществе, ездил на балы и обеды , совершал прогулки, и не последнюю роль в его жизни играла одежда.

Во втором томе "Словаря языка Пушкина", изданного в 1956 году, можно прочесть, что слово "мода" в произведениях Пушкина употреблено 84 раза! И больше всего примеров авторы словаря приводят из романа «Евгений Онегин».

Мода начала XIX века находилась под влиянием идей Великой Французской революции, и Франция диктовала моду всей Европе...

Русский костюм дворян формировался в русле общеевропейской моды. Со смертью императора Павла I рухнули запреты на французский костюм. Дворяне примерили фрак, сюртук, жилет.

Пушкин в романе “Евгений Онегин” говорит с иронией о наряде главного героя:

…Я мог бы пред ученым светом

Здесь описать его наряд;

Конечно б это было смело,

Описывать моё же дело:

Но панталоны, фрак, жилет,

Всех этих слов на русском нет…

Так какие же наряды носили дамы и кавалеры того времени? А в этом может помочь французский журнал мод "Маленький дамский вестник" (Le Petit Courrier des Dames) за 1820-1833 годы. Иллюстрации моделей одежды оттуда как раз и дают представление о том, во что одевались во времена Пушкина окружавшие его люди.

Женская мода

Мастерство создания мужских и женских платьев поражает наше воображение. Как такое великолепие можно сделать своими руками, учитывая то, что в то время не было такого количества технических устройств, как сейчас? Как эти прекрасные творения умелых портных можно было носить, учитывая то, что они весили гораздо больше, чем сегодняшняя одежда?

Отгремела война 1812 года, но тем не менее, наиболее популярным в культуре вообще, и в моде в частности, к 20-м годам 19 века, был стиль ампир. Название его происходит от французского слова “империя”, а вдохновили его победы Наполеона.

Женский костюм дополнялся множеством разнообразных украшений, словно компенсирующих его простоту и скромность: жемчужными нитями, браслетами, колье, диадемами, фероньерками, серьгами.

Браслеты носили не только на руках, но и на ногах, перстнями и кольцами украшали чуть ли не каждый палец руки.

В дамский туалет входили длинные перчатки, которые снимались только за столом (а митенки – перчатки без пальцев – не снимали вовсе), веер, ридикюль (маленькая сумочка) и небольшой зонт, служивший защитой от дождя и солнца.

вееры
вееры

Во второй четверти XIX века силуэт женского платья вновь меняется. Возвращается корсет. Линия талии опустилась на свое естественное место, в ход пошла шнуровка. Юбка и рукава сильно расширились, чтобы талия казалась тоньше. Женская фигура по форме стала напоминать перевернутый бокал.

На плечи набрасывали кашемировые шали, пелерины, боа, которые прикрывали декольте.

Дополнения – зонтики с оборками летом, зимой – муфты, сумочки, перчатки.

Вот как об этом сказано у Пушкина в «Евгении Онегине»:

...Корсет носила очень узкий

И русский Н, как N французский,

Произносить умела в нос...

В основе этого стиля лежит подражание античным образцам. Костюм был выдержан в одном стиле с колоннами, высокая талия женских платьев, прямая юбка, корсет, помогающий лучше сохранить силуэт, создавали образ высокой, стройной красавицы античного Рима.

…Музыки грохот, свеч блистанье,

Мельканье, вихорь быстрых пар,

Красавиц лёгкие уборы.

Людьми пестреющие хоры,

Невест обширный полукруг,

Всё чувства поражает вдруг…

Дамские туфельки, сшитые из материи, чаще всего из атласа, имели форму лодочки и обвязывались лентами вокруг щиколотки наподобие античных сандалий.

Не случайно А.С. Пушкин посвятил в «Евгении Онегине» столько поэтических строк женским ножкам:

...Летают ножки милых дам;

По их пленительным следам

Летают пламенные взоры...


Мужская мода

Мужская мода была пронизана идеям романтизма. В мужской фигуре подчёркивалась выгнутая грудь, тонкая талия, изящная осанка. Но мода уступила веяниям времени, требованиям деловых качеств, предприимчивости.

Для выражения новых свойств красоты потребовались совершенно иные формы. Из одежды исчезли шелк и бархат, кружева, дорогие украшения. Их заменили шерсть, сукно тёмных гладких расцветок.

Исчезают парики и длинные волосы, мужская мода становится более устойчивой, всё большую популярность приобретает английский костюм. Мужскую моду на протяжении XIX века диктовала преимущественно Англия. До сих пор считается, что Лондон для мужской моды является тем же, что Париж для женской.

Любой светский мужчина того времени носил фрак. В 20-е годы XIX столетия на смену коротким штанам и чулкам с башмаками пришли длинные и широкие панталоны – предшественники мужских брюк. Своим названием эта часть мужского костюма обязана персонажу итальянской комедии Панталоне, который неизменно появлялся на сцене в длинных широких штанах. Панталоны держались на вошедших в моду подтяжках, а внизу оканчивались штрипками, что позволяло избегать складок. Обычно панталоны и фрак были разного цвета.

Пушкин пишет об Онегине:

...Вот мой Онегин на свободе;

Острижен по последней моде;

Как dandy лондонский одет -

И наконец увидел свет.

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

 

И кланялся непринужденно;

Чего ж вам больше? Свет решил,

Что он умен и очень мил.

Часы, перчатки и трость

У мужчин самым распространенным головным убором пушкинского времени был цилиндр. Он появился в XVIII веке и позже не раз менял цвет и форму.

 

Во второй четверти XIX столетия в моду вошла широкополая шляпа – боливар, названная в честь героя освободительного движения Южной Америки Симона Боливара. Такая шляпа означала не просто головной убор, она указывала на либеральные общественные настроения ее владельца.

Дополняли мужской костюм перчатки, трость и часы. Перчатки, правда, чаще носили в руках, чем на руках, чтобы не затруднять себя, снимая их. Ситуаций, когда это требовалось, было множество. В перчатках особенно ценились хороший покрой и качественный материал.

 

Самой модной вещью XVIII – начала XIX века была трость. Трости делали из гибкого дерева, что не давало возможности на них опираться. Их носили в руках или под мышкой исключительно для щегольства.

 

Литература и мода

Литература и искусство тоже влияли на моду и стиль. Среди дворян получили известность произведения В.Скотта, вся причастная к литературным новинкам публика стала примерять наряды в клетку и береты. Желая показать литературные пристрастия Татьяны Лариной, Пушкин облачает её в новомодный берет.

“Кто там в малиновом берете?...”

Вот как выглядит сцена на балу, после возвращения Евгения Онегина в Москву, где он вновь встречает Татьяну:

...К ней дамы подвигались ближе;

Старушки улыбались ей;

Мужчины кланялися ниже,

Ловили взор ее очей;

Девицы проходили тише

 

Пред ней по зале: и всех выше

И нос и плечи подымал

Вошедший с нею генерал.

Никто б не мог ее прекрасной

 

Назвать; но с головы до ног

Никто бы в ней найти не мог

Того, что модой самовластной

В высоком лондонском кругу

Зовется vulgar.

 

"Ужели, - думает Евгений, -

Ужель она? Но точно... Нет...

Как! из глуши степных селений..."

И неотвязчивый лорнет

Он обращает поминутно

На ту, чей вид напомнил смутно

Ему забытые черты.

"Скажи мне, князь, не знаешь ты,

Кто там в малиновом берете

С послом испанским говорит?"

Князь на Онегина глядит.

- Ага! давно ж ты не был в свете.

Постой, тебя представлю я. -

"Да кто ж она?" – Жена моя -.

 

Герои романов и повестей А.С.Пушкина следовали моде и одевались по моде, иначе бы достопочтенная публика не читала бы произведений нашего Великого писателя, он жил среди людей и писал о том, что было близко людям. А коварная мода тем временем шла вперед и вперед...

Глоссарий

Портрет Е. К. Воронцовой
Портрет Е. К. Воронцовой

Кто там в малиновом берете
С послом испанским говорит?.(
(Гл. 8, XVII)

 

Берет –  один из самых распространенных головных уборов в 20-е годы, Украшался перьями и цветами, являлся частью парадного туалета, не снимался на балах, в театре, на  званных обедах. Носили исключительно замужние дамы. Малиновый цвет (он же пурпурный) всегда считался королевским. Надевая на Татьяну малиновый берет, Пушкин показывает ее царственное, благородное поведение в светском обществе, он возвышает ее над окружающими.


боа
боа

Он счастлив, если ей накинет
Боа пушистый на плечо...
(Гл. 8, XXX)

 

Боа - было доступно только великосветским дамам, в провинции его не надевали даже на балу.


боливар
боливар

Надев широкий боливар,

Онегин едет на бульвар...

 

 Боливар – мужская шляпа с очень широкими полями, род цилиндра. Едва дошли до России сведения об освободительной борьбе в Латинской Америке, как появились люди, носящие шляпы Боливар. Онегин, желая предстать перед светской публикой Петербурга «одетым по последней моде», надевает такую шляпу.


жилет
жилет

Здесь кажут франты записные

Свое нахальство, свой жилет...

Жилет – короткая мужская одежда без воротника и рукавов, поверх которой надевается сюртук, фрак. Так как жилет был виден в вырезе фрака, то его покрою и ткани придавалось большое значение. «Модные жилеты на груди так узки, что могут только наполовину застегиваться. Их нарочно так делают, чтобы видна была рубашка, сложенная со складками, и особенно пять пуговиц на ней, из коих одна оплетена волосами, другая золотая с эмалью, третья из сердолика, четвертая черепаховая, пятая перламутровая». Вот так одет главный герой романа Пушкина.


корсет
корсет

Корсет носила очень узкий... (Гл. 2, XXXIII)

 

Корсет – широкий упругий пояс, охватывающий торс и под платьем стягивающий талию. Во второй четверти XIX века силуэт женского платья вновь меняется. Возвращается корсет. Женская фигура по форме стала напоминать перевернутый бокал. Ходить без корсета считалось неприличным даже дома, женщина ощущала себя неодетой, если ее заставали не затянутой в корсет».


кушак
кушак

Ямщик сидит на облучке

 

В тулупе, в красном кушаке... (Гл. 5, II)
Кушак – пояс длиной в несколько метров, к которому пристегивались различные предметы.

Тулуп – долгополая меховая шуба, обычно нагольная, не крытая сукном. 

Пушкин дает представление и об одежде простых горожан и крестьян


двойной лорнет
двойной лорнет

Двойной лорнет скосясь наводит

На ложи незнакомых дам...

 

Лорнет – оптическое стекло, к оправе которого прикреплена ручка, обычно складная.  Обязательной принадлежностью дворянина был и лорнет – своеобразные очки на ручке. Двойной складывающийся лорнет также носили на шнурке или цепочке на шее. Когда разглядывать было нечего, лорнет прятали в карман.


Татьяна и няня. Иллюстрация к роману Пушкина "Евгений Онегин"
Татьяна и няня. Иллюстрация к роману Пушкина "Евгений Онегин"

С платком на голове седой,

 Старушку в длинной телогрейке... (Гл. 3, XX)

то же, что носовой платок. ... Или платок поднимет ей.
Платок – 1. предмет одежды – кусок ткани, обычно квадратный, или вязаное изделие такой формы

 

Телогрейка – женская теплая кофта без рукавов со сборками по талии. Одежда крепостных (няня Татьяны Лариной.


Портрет Байрона
Портрет Байрона

А сам в халате ел и пил... (Гл. 2, XXXIV)

 

Халат – домашняя одежда, запахивающаяся или застегивающаяся сверху донизу.  Вкусы провинциального дворянства невзыскательны, важно удобство


чепец
чепец

У тетушки княжны Елены

Все тот же тюлевый чепец...

 

Чепец – женский головной убор, закрывающий волосы и завязывающийся под подбородком. Одежда старшего поколения московского дворянства. 


шлафор
шлафор

И обновила наконец

На вате шлафор и чепец. (Гл. 2, XXXIII)

 

Шаль – большой вязаный или тканый платок.
Шлафор – домашняя одежда, просторный халат, длинный, без застежек, с широким запахом, подпоясывался шнурком с кистями. Носить шлафор (халат) и чепец (особенно во второй половине дня) считалось позволительным только для очень пожилых женщин. По современным меркам мать Татьяны нельзя отнести к женщине пожилого возраста, ведь ей всего около сорока лет.


Над страницей работали:

Зеленина Злата

Калиничева Мария